Как и зачем школьникам заниматься технологическим предпринимательством
Мультфильмы «Рик и Морти» и «Гравити Фоллс», общение с младшей сестрой и просмотр смешных картинок в интернете принесли пользу в работе. И вдохновили запустить школьную образовательную программу по предпринимательству в Университете ИТМО.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
В фильме 1980-х годов «Рискованный бизнес» с молодым Томом Крузом был показан бизнес-кружок, который был включен в обычную школьную программу. За полгода ученикам нужно было разработать некий, желательно технологический, бизнес-проект и получить продажи. В конце курса класс рассказывал о своих результатах. Идея интенсива Teens in Tech помочь школьникам с их бизнес-идеями сделать первые шаги в создании своих стартапов.
Не стоит недооценивать подростков как разработчиков. Гимнаст Джордж Ниссен придумал батут, Жозеф-Арманд Бомбардье — снегоход, а Ейша Кхаре создала суперконденсатор, позволяющий заряжать аккумулятор смартфона за 20-30 секунд. И все это они сделали, когда им было по 16 лет. При этом всем разработчикам нужна помощь в предпринимательской части. Как отметил недавно бывший министр финансов России Алексей Кудрин: «Бизнес образование необходимо для школьников, поскольку для развития бизнеса в России ребят нужно подготавливать». Кудрин сказал, что вузы становятся центрами поддержки предпринимательства.
В фильм «Рискованный бизнес» (1983) друг героя Тома Круза рассказывает про свою школьную разработку, которую им нужно монетизировать до конца курса.Правда, согласно исследованию Accenture, традиционные ценности для поколения Z (1995 года рождения и позже) гораздо важнее призрачного шанса создания успешного бизнеса с нуля как у поколения Y. Это хорошо для крупных компаний, которые предлагают сотрудникам стабильность. В России причинами непопулярности бизнеса молодые люди обычно называют то, что они не верят в возможность заработать деньги в бизнесе. Поскольку считают, что нельзя честно выстроить успешную и устойчивую компанию.
Скорее всего, проблема в том, что учёбы в российской школе вряд ли может способствовать развитию предпринимательских способностей у школьников. Хотя основания для этого уже есть. В 2011 году в России стартовала программа по повышению финансовой грамотности среди населения (особенно учащихся школ и высших учебных заведений). Сначала эта тема была не особо популярна, и только некоторые самые активные школы подхватили инициативу органов власти и стали проводить небольшие мастер-классы, лекции в игровой форме, на которых они рассказывали про финансовые инструменты и основы бизнеса.
С годами тема финансовой грамотности постепенно начинала обретать популярность. Однако чаще всего, когда такие программы спускаются «свыше», к ним относятся весьма скептически и реализуют их для отчётности, лишь немногие осознают в этом практическую необходимость в реальной жизни ребёнка и в дальнейшем стараются проводить повторно. В качестве пилотного проекта с 1 сентября 2016 года введен факультатив по финансовой грамотности в образовательный процесс в школах восьми регионов страны. В дальнейшем финансовая грамотность будет преподаваться в рамках предметов обществознание, математика, ОБЖ, история и география.
Основы по предпринимательству остаются тоже в некотором роде факультативом, и точно так же, как и с финансовой грамотностью, учебные заведения не видят в этом большого смысла, поскольку основным показателем школы является уровень успешности сдачи школьниками ЕГЭ, а так как предмета как такового не существует, то заинтересованности в продвижении данных курсов нет. Максимально близким школьным предметом по предпринимательству можно считать обществознание и экономику (в старших классах), в которых лишь частично затронута терминология и общие принципы функционирования экономики.
Возможно, корень всех проблем кроется в следующем. В массовом сознании бизнес считает очень рискованным делом, а предпринимателей не соотносят с людьми, которые обеспечивают экономическое и технологическое развитие общества. По статистике, всего 3% россиян планируют открыть свой бизнес в ближайшие 3 года. А если брать во внимание тот факт, что основную траекторию в жизни ребенка задают его родители, то, по результатам опроса, всего 5% из них хотят, чтобы он занимался предпринимательством. Мы видим, что, к сожалению, сегодня наше общество настроено очень настороженно к предпринимательской деятельности, и если же ребенок будет расти и развиваться в парадигме того, что развивать свой проект или стартап — это очень рискованно и опасно, то в будущем вероятность того, что ребенок захочет развивать свой бизнес, будет очень мала. Таким образом, мы сами же пресекаем появления мотивированных, активных энтузиастов, которые бы смогли служить примером для будущих успешных стартапов. А пока, в большинстве случаев, когда у подростков появляется соответствующий интерес к теме, то он увядает, так и не реализовавшись из-за типичной атмосферы отечественной школы.
Очень хорошо, что сейчас появилось достаточно много различных проектных школ и кружков, на которых дети занимаются развитием своего проекта, такие как «Сириус», «Лифт в будущее», «ПроеКТОриЯ». Ежегодно в городах запускаются Кванториумы, которые оснащены робототехническим оборудованием высокого класса. И именно такая активность помогает ребятам прорабатывать бизнес-составляющую его проекта. Поскольку, подросток зажигается своей идеей и, когда он доделывает прототип, перед ним встает вопрос о том, что же дальше? Как мне надо его продвигать, начинать производство и продавать? При этом школьники абсолютно самостоятельно приходят к этим вопросам.
Но не так все плохо. По опыту Teens in Tech, подростки все же начинают интересоваться предпринимательством, причем с техническим уклоном, но от 14-15 лет. При этом на ребят в положительную сторону влияют истории успеха выдающихся предводителей бизнеса: Элона Маска, Билла Гейтца, Стива Джобса, Марка Цукерберга и Павла Дурова. До этого им интересно заниматься прикладными вещами, такими как программирование или робототехника. Сами школьники предлагают либо технологические решения проблем, либо те, которые решают их насущные проблемы как сдача ЕГЭ (команда девятиклассников придумала концепцию адаптации видеоигр для тренировки решения ЕГЭ).
К нам пришли команды школьников с несколькими технологическими проектами. Два проекта из них выиграли и были направлены в наши университетские акселераторы. Ученик 10 класса создал манипулятор для предприятий в виде человеческой руки RemoteHide, который управляется 3D-сенсором. С этим проектом ребята взяли второе место в WorldRobotOlympiad (WRO). У проекта уже есть работающий прототип. На Teens inTech разработчик проекта Александр Тюльпанов готовился к инвест-сессии, просчитал себестоимость и конечную стоимость «руки», потенциальных клиентов, финансовую потребность и дальнейшее развитие. Например, начальная цена на самую базовую версию такой руки — $500. По словам участников, они смогут поставлять заказчикам как серийное оборудование, так и образцы, сделанные по уникальному техническому заданию.
В другом проекте Filler будущий серийный технологический предприниматель — десятиклассница Кристина Михайлова — предложила браслет, который сможет преобразовывать человеческое тепло в электроэнергию, чтобы заряжать любое портативное устройство. Этого девушка хочет достичь за счет кремниевого покрытия как дешевого и неядовитого материала. Нанопровода, используемые в этих пластинах, способны увеличить КПД в разы. Сейчас Кристина собирается создать прототип девайса в ФабЛабе Университета ИТМО и протестировать его с экспертами нашего Инжинирингового центра, поскольку сейчас у нее есть само покрытие. Также интенсив помог Кристине понять целевую аудиторию и стратегию продвижения проекта через краудфандинг. «Сидишь порой дома и знаешь, что у тебя интересная идея и даже есть наработки по ней, и хочешь их показать. Но понимаешь, что ты 17-летний подросток, который никому не нужен. Причем до этого, меня в основном разворачивали с моими идеями, а теперь есть те, кто готов не только послушать, но и помочь доработать проект», — рассказала Кристина уже после окончания Teens in Tech.
Трехдневная программа состояла из мастер-классов и лекций с интерактивном, школьники — это не студенты, здесь пассивным потреблением информации не обойтись. Упор был на знакомство с самим предпринимательством как таковым, поскольку почти все школьники учатся в физико-математических лицеях и готовятся к поступлению в вузы на технические специальности. К тому же на проектных школах по техническому творчеству не дают занятий по предпринимательству, при этом есть необходимость того, чтобы школьник мог дальше вести свой технологический или IT-проект и даже его воплотить в жизнь, коммерциализировать и масштабировать. В программе Teens in Tech мы прочитали темы по бизнес-аналитике и монетизации разработок, продвижению бренда и краудфандингу, интеллектуальной собственности в проекте и объяснили специфику технологического предпринимательства.
В своей колонке «Как вырастить поколение предпринимателей» председатель совета директоров «АЕОН Корпорейшн», миллиардер Роман Троценко считает, что в старших классах необходимо ввести учебной курс «Основы предпринимательства и защита прав потребителей». «Молодым людям нужно давать общие понятия о договорах и налогах, юридических лицах и кредитах, объяснять, как зарегистрировать компанию или отстаивать свои коммерческие интересы, если ты покупатель. В техникумах и профессиональных училищах необходимо введение двухлетних специализированных курсов предпринимательства в сфере торговли, строительства и транспорта», — считает он. По мнению Романа Троценко, такие занятия позволят молодым людям без получения высшего образования зарегистрировать собственный бизнес и быть востребованными в сервисе или общественном питании.
mel.fm
ГАРАНТИЯ ЗНАНИЙ — Уроки предпринимательства и финансовой грамотности для детей и школьников
Проекты наших учеников
2.5тыс. закачек мобильного приложения
Сервис доставки обедов
Как мы учим на курсах Предпринимательства
На наших курсах предпринимательства ребята развиваются в двух направления. С одной стороны, они усваивают необходимые жизненные знания: основы финансовой грамотности, основы права, правила исследования рынка, инструменты продаж и техники ведения переговоров. А с другой – осваивают необходимые для реализации проекта компетенции: лидерство, креативность, командообразование, эффективность, готовность к риску и умение принимать трудные решения в условиях неопределённости, так называемые «компетенции 21 века». Они вырабатываются в проекте, как необходимое условие для создания востребованного продукта и доведения идеи до воплощения в реальность.
Помимо теоретической части, на занятиях дети сами реализуют реальный проект, который потом презентуют перед родителями и приглашенными участниками.
Предприниматель умеет делать выбор и отвечать за него, а этот навык необходимо развивать с детства!
Фотографии с наших занятий по Предпринимательству
Учебный план
# | Тема занятия | Продолжительность | |
---|---|---|---|
1 | Бизнес-идея. Проблема и решение | 3 ак. часа | |
2 | Customer Development. Оценка и сегментация рынка | 3 ак. часа | |
3 | Каналы продаж | 3 ак. часа | |
4 | Привлечение клиента | 3 ак. часа | |
5 | Онлайн-продажи | 3 ак. часа | |
6 | Построение бизнес-моделей | 3 ак. часа | |
7 | Поиск партнера в стартап-проект | 3 ак. часа | |
8 | Интеллектуальная собственность. Товарный знак | 3 ак. часа | |
9 | Интеллектуальная собственность. Патенты | 3 ак. часа | |
10 | Основы финансовой грамотности | 3 ак. часа | |
11 | Инвестиционная стратегия | 3 ак. часа | |
12 | Финансовые показатели и финансовые модели | 3 ак. часа | |
13 | Презентация для партнера. Оновы построения | 3 ак. часа | |
14 | Разработка презентации для партнера | 3 ак. часа | |
15 | Презентация для инвестора. Оновы построения | 3 ак. часа | |
16 | Разработка презентации для инвестора. Выступление перед родителями | 3 ак. часа |
Несколько причин почему ваши дети (и вы!) полюбите Школу Юного Предпринимателя:
- Уникальный учебный план. Во время, когда ваш ребенок будет получать незабываемые эмоции при разработке своего собственно продукта, разрабатывать презентацию и учиться работать с командой, вы будете знать, что он осваивает практические навыки предпринимательства (Только представьте как эти навыки помогут в будущем вдохновить его на реализацию уникальных проектов и бизнесов!)
- Творческое решение проблем. На каждом занятии курса Предпринимательства для школьников ваш ребенок будет разрабатывать проект, который к тому же будет прививать любовь к науке, технике и инженерии.
- Увлекательные практические занятия. Наши занятия наполнены интерактивом и над реализацией многих проектов дети работают полностью самостоятельно, что занимает детские умы, и отлично подходит для детей с разным уровнем подготовки.
- Постоянный контакт с родителями. Мы всегда держим Вас в курсе успеваемости Вашего ребенка на занятиях по основам финансовой грамотности и предпринимательству. Вы будете знать как он выполняет домашние задания, работает на уроках, и все ли у него получается.
Где проходит программа «Школа Юного Предпринимателя»?
Программы по предпринимательству и основам финансовой грамотности для школьников доступны в наших центрах по всей стране! Свяжитесь с нами, чтобы найти школу юного предпринимателя поблизости.
Найти ближайший филиалgarantylearning.com
ГАРАНТИЯ ЗНАНИЙ — Уроки предпринимательства и финансовой грамотности для детей и школьников в Москве
Проекты наших учеников
2.5тыс. закачек мобильного приложения
Сервис доставки обедов
Как мы учим на курсах Предпринимательства
На наших курсах предпринимательства ребята развиваются в двух направления. С одной стороны, они усваивают необходимые жизненные знания: основы финансовой грамотности, основы права, правила исследования рынка, инструменты продаж и техники ведения переговоров. А с другой – осваивают необходимые для реализации проекта компетенции: лидерство, креативность, командообразование, эффективность, готовность к риску и умение принимать трудные решения в условиях неопределённости, так называемые «компетенции 21 века». Они вырабатываются в проекте, как необходимое условие для создания востребованного продукта и доведения идеи до воплощения в реальность.
Помимо теоретической части, на занятиях дети сами реализуют реальный проект, который потом презентуют перед родителями и приглашенными участниками.
Предприниматель умеет делать выбор и отвечать за него, а этот навык необходимо развивать с детства!
Учебный план
# | Тема занятия | Продолжительность | |
---|---|---|---|
1 | Бизнес-идея. Проблема и решение | 3 ак. часа | |
2 | Customer Development. Оценка и сегментация рынка | 3 ак. часа | |
3 | Каналы продаж | 3 ак. часа | |
4 | Привлечение клиента | 3 ак. часа | |
5 | Онлайн-продажи | 3 ак. часа | |
6 | Построение бизнес-моделей | 3 ак. часа | |
7 | Поиск партнера в стартап-проект | 3 ак. часа | |
8 | Интеллектуальная собственность. Товарный знак | 3 ак. часа | |
9 | Интеллектуальная собственность. Патенты | 3 ак. часа | |
10 | Основы финансовой грамотности | 3 ак. часа | |
11 | Инвестиционная стратегия | 3 ак. часа | |
12 | Финансовые показатели и финансовые модели | 3 ак. часа | |
13 | Презентация для партнера. Оновы построения | 3 ак. часа | |
14 | Разработка презентации для партнера | 3 ак. часа | |
15 | Презентация для инвестора. Оновы построения | 3 ак. часа | |
16 | Разработка презентации для инвестора. Выступление перед родителями | 3 ак. часа |
Фотографии с наших занятий по Предпринимательству
Несколько причин почему ваши дети (и вы!) полюбите Школу Юного Предпринимателя в Москве:
- Уникальный учебный план. (скачать) Во время, когда ваш ребенок будет получать незабываемые эмоции при разработке своего собственно продукта, разрабатывать презентацию и учиться работать с командой, вы будете знать, что он осваивает практические навыки предпринимательства (Только представьте как эти навыки помогут в будущем вдохновить его на реализацию уникальных проектов и бизнесов!)
- Творческое решение проблем. На каждом занятии курса Предпринимательства для школьников ваш ребенок будет разрабатывать проект, который к тому же будет прививать любовь к науке, технике и инженерии.
- Увлекательные практические занятия. Наши занятия наполнены интерактивом и над реализацией многих проектов дети работают полностью самостоятельно, что занимает детские умы, и отлично подходит для детей с разным уровнем подготовки.
- Постоянный контакт с родителями. Мы всегда держим Вас в курсе успеваемости Вашего ребенка на занятиях по основам финансовой грамотности и предпринимательству. Вы будете знать как он выполняет домашние задания, работает на уроках, и все ли у него получается.
Где проходит программа «Школа Юного Предпринимателя»?
Программы по предпринимательству и основам финансовой грамотности для школьников доступны в наших 20 центрах по всей Москве! Свяжитесь с нами, чтобы найти школу юного предпринимателя поблизости.
Найти ближайший филиалgarantylearning.com
Малый бизнес для школьников
Тема: «предпринимательский всеобуч для школьников »
В настоящее время развитие сферы малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших направлений модернизации экономики в Российской Федерации. Этот сектор способствует развитию самозанятости населения и снижает безработицу, расширяя спрос на рынке труда; является существенным фактором повышения доходов населения, создавая «средний класс» и уменьшая неравенство между различными слоями населения.
Но, как показывают исследования, при положительном отношении к предпринимательству, на сегодняшний день не более 1% молодых людей имеют свой собственный бизнес. Одной из основных причин, по которой они не пытаются открыть собственное дело, является отсутствие веры в собственные силы и непонимание основ ведения бизнеса. Поэтому одним из приоритетных направлений в образовании является формирование у молодых людей творческого свободного экономического сознания, повышение уровня готовности к предпринимательской деятельности старшеклассников и вовлечение молодежи в предпринимательство.
Исключительная важность предпринимательской деятельности в рыночной экономике и решающая роль предпринимателей в эффективном функционировании всего хозяйства была также отмечена Губернатором Ростовской области Василием Юрьевичем Голубевым. который уверен ,что включение курса «Предпринимательский всеобуч» в образовательный план для учащихся школ и вузов является важным шагом по созданию новой модели образования. Полученные знания молодежь может применять на практике, посещая при этом действующие успешные предприятия.
На основании Приказа Министерства образования Ростовской области №628 с 2010 года Обливская школа №1, где я работаю учителем истории и обществознания, является областной инновационной площадкой по обучению школьников основам малого предпримательства и областной пилотной площадкой по апробации учебного пособия успешного финансиста Юга России, профессора Василия Васильевича Высокова «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников».
Введение этого курса помогает разрешить противоречие между необходимостью подготовленности выпускников к конкретной производственной деятельности и традиционной теоретической направленностью обучения , а также между необходимостью углубленного предпринимательского образования и нехваткой учебных часов по данному разделу.
Целью курса «предпринимательский всеобуч для школьников» в условиях профильного и предпрофильного обучения является формирование у молодых людей творческого свободного экономического сознания, повышение уровня готовности к предпринимательской деятельности старшеклассников и вовлечение молодежи в предпринимательство.
Неоспоримыми преимуществами данного курса являются соединение теории и практики как основы для формирования собственного первоначального предпринимательского опыта, возможность использовать в процессе изучения курса регионально значимый материал, создавать образовательное пространство для развертывания учебной проектно-исследовательской деятельности
В учебном плане элективный курс ,направленный на обучение школьников основам предпринимательской деятельности введен модулем в предмет «Обшество, Экономика и право в 8-10 классах . Вариативная часть учебного плана включает предмет социально-экономической направленности «Основы малого предпринимательства» объемом 68 учебных часов.
Мною разработана рабочая программа к учебному пособию, в которую включены теоретические и практические занятия с учетом возрастных особенностей обучающихся 8-10 классов. Программа курса предполагает-
-ознакомление с современными представлениями о предпринимательской деятельности
-изучение основных элементов бизнес-плана и приобретения навыков его составления,основанных на творческой деятельности обучающихся.
Составление бизнес-плана., то есть документа, который позволяет сделать понятной для других вашу предпринимательскую идею, выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.
В плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Поэтому Бизнес-план помогает решать следующие основные проблемы, возникающие при создании собственного дела:
— определить конкретные направления деятельности предприятия, его целевые рынки и место на этих рынках;
— сформулировать долговременные и краткосрочные цели бизнеса, стратегию и тактику их достижения, а также определить круг лиц, ответственных за реализацию намеченного;
При создании бизнес- планов, учащиеся проводят исследование рынка, создают собственную валюту, ведут документацию . Это дает им возможность научиться руководить, решать проблемы, осознавать экономические понятия и применять их на практике, воспитывает чувство ответственности и развивает управленческие навыки.
Изучение малого бизнеса в Обливском районе учащиеся начали с анализа статистической и производственной функции деятельности фермерского хозяйства по выращиванию страусов в х.Рябовском , а также производства по разведению молочных коз в ст.Обливской .В 2011г. Команда 11а кл.( Социально- гуманитарный профиль) участвовала в первом областном бизнес-форуме на Дону «Молодежь Дона в свободном предпринимательстве», с проектом «Страусиная ферма » —
А в 2012г. учащиеся 9 класса Дмитрие В, Кащеев Н представляли на конкурс исследовательских работ старшеклассников бизнес-проект. «Разведение молочных коз в ст.обливской»
В процессе изучения курса формируется опыт партнерского взаимодействия с местным бизнес-сообществом. Личный пример предпринимателей, более углубленное знакомство с их практической деятельностью способствовует более осознанному профессиональному самоопределению, воспитанию и развитию у детей качеств и задатков социально активного человека.
С этой целью мы с учащимися посещали центр занятости, где познакомились с программой Правительсва РФ для ликвидации безработицы. Были организованы встречи с предпринимателями района(фамилии) Мы изучали структуру местного рынка сбыта, вместе с родителями составляли семейный бюджет.
Учащиеся с большим интересом совершили экскурсию в суд и прокуратуру района . где узнали о правовой структуре предпринимательской деятельности. Работники налоговой службы познакомили ребят с налоговой политкой малого бизнеса. Итогом стала объемная работа по теме : «налоги» в конкурсе ?номинации «Живи и здравствуй страна», которая заняла 3место в области
Каждый год я организую встречи с главой сельского поселения где освещаются перспективы развития малого бизнеса в районе. В ходе беседы ученики (какого класса)предложили облагородить Крым озеро и организовать платный каток.
Особенностью курса является практическая направленность, что диктует необходимость проведения большинства аудиторных занятий в форме деловых игр , учебных проектов, эссе, обсуждений , дискуссий. 2011 всероссийские уроки акции по финансовой безграмотности 8-9кл
2012г в рамках всероссийские уроки акции по защиты прав потребителей были проведены мероприятия по правам потребителей, участие в областной олимпиаде .Морсков А, Калиманова , Суровейкин участники областной олимпиады по основам малого предпринимательства,2011г.
Апробация показала, что курс «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников» имеет широкие возможности применения как на профильном, так и на базовом уровне:
Данный курс ценен не столько формируемыми знаниями и умениями (хотя важность этого несомненна), сколько мотивацией к занятию предпринимательством. Готовность выпускника, создаваемые педагогом условия для того, чтобы ученик мог получить возможность попробовать себя в роли предпринимателя, участвуя в разработке и презентации собственного бизнес-плана — это и есть практический результат.
uchkopilka.ru
Урок предпринимательства для школьников — Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
24 мая муниципальный Центр содействия развитию малого и среднего предпринимательства провел для старшеклассников единый урок «Ты — предприниматель».
Мероприятие состоялось на площадке Межшкольного учебного комбината. Участвовали старшеклассники, обучающиеся здесь разным профессиям: повара, автослесаря, организатора работы с детьми, лаборанта социально-психологических исследований, делопроизводителя, оператора ЭВМ. Цель единого урока — формирование бизнес-мышления и популяризация предпринимательской деятельности среди школьников.
После презентации руководителя Центра Регины Бахаревой о его деятельности и возможностях гендиректор ООО «АМК Консалтинг», кандидат экономических наук Антонина Космачева провела для школьников тест, чтобы определить их отношение к предпринимательской деятельности и получению дохода. На примерах из литературы она рассказала о таких экономических терминах, как богатство, капитал, денежный кругооборот и других.
Заключительным аккордом урока стала деловая игра на выявление самой уникальной и креативной бизнес-идеи для Киришского района. Стоит отметить, что школьники самостоятельно оценивали себя по критериям игры. Это еще больше подогревало их интерес, и они выдвигали самые разнообразные идеи.
Н.Ефимова, тьютор
muk.kiredu.ru